Действительно, попытка исчерпать содержание религии логическим анализом общих понятий приводит ее к иссушению и обескровлению — таковы «естественные» или философские религии, пафос которых и состоит во вражде ко всему конкретно-историческому (вспомним Толстого с его упорным стремлением к абстрактно
универсальной религии: «Круг чтения» и под.); между тем живая религия стремится не к минимуму, но к максимуму содержания.
Неточные совпадения
Он — человек
универсальный: поэт, ученый филолог, специалист по греческой
религии, мыслитель, теолог и теософ, публицист, вмешивающийся в политику.
Для теософии
религия есть
универсальный гнозис, преемственно передаваемый путем посвящения, путем обучения у мудрых учителей.
Всем может быть только
религия, а не философия, только религиозно достижим
универсальный синтез и всеединство.
В конце концов получается система всеобщего,
универсального тожества [A. Drews различает (в «Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes», 1906) два типа
религии: Kausalitätsreligion, к которой он относит
религию иудеохристианского типа, и Identitätsreligion108 —
религии имманентного типа, как-то: буддизм и измышляемая им самим
религия конкретного монизма.
Отсюда
универсальное значение богослужения, культа во всякой
религии, ибо его живая, реальная символика есть не только средство для упражнения благочестия, но и сердце
религии, и око ее, — активное мифотворчество.
Эту
универсальную природу
религии часто не понимают социологи, которые полагают, что человечество социализируется политическим, правовым, хозяйственным общением, и не замечают при этом, что ранее, чем возникают все эти частные соединения, для того чтобы они стали возможны, человечество уже должно быть скреплено и цементировано
религией, и если народность есть естественная основа государства и хозяйства, то самая народность есть прежде всего именно вера.
Таким образом, оригинальные краски исторических
религий обесцвечиваются, все конкретное отходит в экзотеризм, а в качестве эзотерического содержания подставляется доктрина теософического общества, столь озабоченного распространением
универсального религиозного волапюка [Волапюк (от англ, world — мир и speak — язык) — первый искусственный международный язык, созданный в 1880 г.
Религия представляет собой настолько
универсальный факт человеческой жизни, что просто его отрицать никому невозможно; если и скажут, что
религия не может в настоящее время считаться свойственной в одинаковой мере всему человечеству, то ведь не надо забывать, что этот же аргумент еще в большей степени применим к эстетике, этике, даже науке.
Христианство есть
религия персоналистическая и
универсальная, но не национальная, не родовая
религия.